C образованием "Станкина" связано одновременное создание
кафедры электротехники и электроавтоматики, перед которой
была поставлена задача разработки теории и создания технических
средств электрооборудования металлорежущих станков.
С самого начала коллектив кафедры взял курс на единство процессов
научных исследований, обучения и технического творчества. В лабораториях
электротехники, электромеханики и электрического привода изучались принципы
управления станочным оборудованием, которые воплощались в необходимые стране высокопроизводительные
станки. Первый электроавтомат на базе токарно-револьверного станка с использованием электрических
путевых переключателей был построен (1934 г.) под руководством И.В.ХАРИЗОМЕНОВА в "Cтанкине".
С именем ведущего ученого и специалиста в области электроавтоматики металлорежущих станков
Игоря Владимировича Харизоменова, который работал на кафедре с момента ее основания, связано
многое в становлении электротехнической подготовки в "Станкине". Его научные работы оказали влияние
на разработку средств автоматизации станочного оборудования и развитие кафедры. Профессор Харизоменов
возглавлял кафедру более 30 лет - до 1981 года и создал научную школу: подготовил более 40 кандидатов и
докторов технических наук, написал ряд научных работ и монографий, издал базовые учебники по электрооборудованию
и автоматике металлорежущих станков. Под руководством И.В. Харизоменова начало развиваться направление работ по
фотоэлектрическому контролю линейных размеров в машиностроении.
Сформировались основные научные направления кафедры:
фотоэлектрический метод контроля размеров; создание электропривода переменного
тока с широким диапазоном бесступенчатого регулирования скорости вращения; разработка
прецизионных приводов малых перемещений; исследование прецизионных шаговых двигателей;
совершенствование систем управления автоматизированным электроприводом.
Научные проблемы, решаемые коллективом кафедры, оказывали заметное влияние на содержание
преподаваемых дисциплин и подготовку студентов, которые принимали активное участие в исследованиях и
создании учебных лабораторий. СНО кафедры явилось инициатором и исполнителем создания автоматизированных
экзаменаторов, стенда электроизмерительных приборов и других важных разработок.
К 80-м годам в "Станкине" расширилась подготовка в области автоматизированного машиностроения, и
специальные кафедры сформировали самостоятельные дисциплины, необходимые для подготовки специалистов
по автоматизации и управлению. Перед кафедрой ЭЭиА была поставлена задача усиления фундаментальности
базовой подготовки студентов по дисциплинам профиля электроавтоматики: теоретической электротехнике,
электромеханике, электронике и микропроцессорной технике, теории автоматического управления,
автоматизированному электроприводу. Это привело к переоснащению лабораторий, введению в процесс исследований
средств вычислительной техники. В первую очередь были автоматизированы лаборатории электротехники и электропривода.
Расширение и усложнение профильной конструкторско-технологической подготовки
студентов приводит к тенденции общего сокращения часов учебного плана, отводимых на дисциплины
электротехнического цикла. Решение проблемы повышения фундаментальности электротехнической
подготовки возможно при выполнении условий единства и непрерывности подготовки по всему циклу дисциплин.
В связи с поставленными целями разработаны взаимосвязанные рабочие программы дисциплин цикла электроавтоматики и
осуществляется их методическое обеспечение: издан учебник зав. каф. В.А. КУЗОВКИНА "Теоретическая электротехника" и
готовятся к изданию учебники и учебные пособия по всему циклу. Создана интегрированная лаборатория по электротехническим
дисциплинам с применением ПЭВМ для управления экспериментом, обработки и контроля его результатов, реализующая функции
обучения и интеллектуальной поддержки экспериментальных исследований. Принцип модульности построения в сочетании с открытой
архитектурой стенда является основой перспективного развития и модернизации лаборатории при изменении элементной и
технологической базы устройств или смене поколений вычислительной техники.